Библиотеки трех городов обменялись инновационными практиками патриотического воспитания молодежи

Важно

Уважаемые читатели! Сообщаем, что библиотеки с 1 сентября перешли на зимний график работы, уточняйте время работы по номеру телефона или на сайте в разделе "Библиотеки"!

30 окт 2025 0 55

Библиотеки трех городов обменялись инновационными практиками

патриотического воспитания молодежи

 

29 октября в Объединении библиотек города Чебоксары состоялся День профессионального мастерства «Библиотека и молодежь: формирование гражданско-патриотического сознания. Опыт и инновации». Мероприятие пошло в гибридном формате в рамках методического и информационного проекта «Методическое: Чебоксары - Псков», при участии специалистов Минской областной библиотеки имени А.С. Пушкина (Республика Беларусь). Цель - совершенствование системы патриотического воспитания молодого поколения и обмен опытом между библиотеками разных регионов.

В обсуждение темы включились ведущие специалисты библиотек Чебоксар, Пскова и Минска. Специалисты представили успешные проекты, направленные на воспитание детей и молодежи в духе патриотизма; сохранение и передачу новым поколениям традиционных духовно-нравственных ценностей; внедрение новых форматов для популяризации книги, чтения и библиотеки в молодежной среде.

Елена Константиновна Филипчик, заведующий отделом детской и юношеской литературы Минской областной библиотеки имени А.С. Пушкина выступила с докладом на тему: «Подросток читает подростку: библиотеки объединяют детей разных регионов». Был представлен опыт организации онлайн встреч подростков – читателей библиотек Минска и Минской области с ровесниками из Татарстана, Мордовии, Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации. В ходе встреч ребята представляют друг другу историю и культуру своего региона, делятся впечатлениями о прочитанных книгах и советуют друг другу интересные новинки.

Татьяна Васильевна Ковальчук, специалист Библиотеки «Родник» им. С.А. Золотцева г. Пскова, раскрыла особенности системного подхода к работе библиотеки по формированию гражданско-патриотического сознания у молодежи. Были представлены формы приобщения молодежи к культурно-историческому наследию через музейные уроки, экскурсии, театрализованные постановки и исторические реконструкции.  Отмечено, что применение интерактивных технологий и цифровых ресурсов дает большие возможности в историческом просвещении молодежи, формировании гражданской идентичности через изучение истории родного края.

В рамках выступления «История мужества и боли: как мы рассказываем молодёжи о блокаде Ленинграда» специалисты Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского г. Чебоксары убедительно показали, как сочетание классических библиотечных форматов, современных способов визуализации и театральных приёмов усиливает эмоциональное восприятие исторических событий молодым поколением. Ирина Робертовна Корчагина, заведующий отделом художественной и детской литературы, рассказала о проекте «Я говорю с тобой из Ленинграда...» с участием читателей-старшеклассников в постановке литературно-музыкальной композиции, основанной на документальных свидетельствах ленинградцев, стихах Ольги Берггольц и музыке Дмитрия Шостаковича. Людмила Юрьевна Баклушина, ведущий библиотекарь, презентовала постановку вечера-портрета «Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц...».

Евгения Николаевна Ивас, заведующий сектором маркетинга библиотечно-информационных услуг Библиотеки - центра общения и информации имени И.Н. Григорьева г. Пскова, поделилась успешными практиками внедрения интерактивных форматов, в том числе квест-игр, в работу с молодёжной аудиторией. Система форм взаимодействия с молодежью, в которой сочетаются история, игра и современные технологии, была представлена на примере краеведческой квест-игры «Маршрутами Победы по улицам Завеличья». Другой эффективный прием - ознакомление молодежи с культурным и историческим наследием через форматы, удобные и популярные среди молодежи: подкасты, использование нейросетей для визуализации творческого наследия поэтов-фронтовиков, электронная газета для начинающих авторов, социальные ролики.

Кристина Владимировна Васильева, ведущий библиотекарь Молодежной библиотеки имени И. Тургенева г. Чебоксары, презентовала авторский инновационный образовательный продукт - настольную игру «Шаги к Великой Победе», призванную воспитывать любовь к Родине и сохранять память о подвигах героев. Игра дает возможность участникам погрузиться в эпохальные события Великой Отечественной войны, почувствовать ответственность за судьбу своего народа и испытать радость от совместно достигнутых побед. Была представлена технология разработки, создания и изготовления настольной игры, раскрыты возможности использования как в библиотеках, так и на общегородских мерориятиях.

Настасья Георгиевна Бурова, заведующий отделом администрирования социальных сетей и сайтов Центральной городской библиотеки г. Пскова ознакомила аудиторию с краеведческим издательским проектом «Во славу павших, во имя живых», освещающим военные события в истории города. Проект является многолетним, и на сегодняшний день его продукты существуют в нескольких форматах: печатная книга, электронная версия печатного издания, электронный путеводитель по памятным местам, сетевой проект в социальной сети ВКонтакте «Памяти псковичей – Героев Советского Союза», аудиогид «Автомобильно-пешеходный маршрут «Памятники и памятные места в парках и скверах Пскова, связанные с Великой Отечественной войной».

Ксения Юрьевна Павлова, библиотекарь отдела детской и художественной литературы Центральной городской библиотеки имени В. Маяковского г. Чебоксары, поделилась идеями проекта по созданию в библиотеке детской анимационной студии «Финист» и методикой «чтение с обсуждением» на примере солдатской сказки Константина Паустовского «Похождения жука-носорога». Эта трогательная и добрая сказка о войне с хорошим концом понятна детям младшего школьного возраста и ляжет в основу сюжета первого мультфильма, который создадут участники анимационной студии.

Татьяна Николаевна Миронова, главный методист инновационно-методического отдела Центральной городской библиотеки имени В. Маяковского г. Чебоксары, сделала обзор инновационных практик, представленных участниками Конкурса профессионального мастерства среди специалистов общедоступных библиотек Городов трудовой доблести Российской Федерации на лучшую библиотечную патриотическую акцию, посвященную 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Отмечено, что подробнее с методикой организации конкурса и работами, получившими высокую оценку жюри, можно ознакомиться в журнале «Библиополе» (№9, 2025).

В завершение Дня профессионального мастерства «Библиотека и молодежь: формирование гражданско-патриотического сознания. Опыт и инновации» модераторы мероприятия - Татьяна Николаевна Миронова, главный методист инновационно-методического отдела Центральной городской библиотеки имени В. Маяковского МАУК «Объединение библиотек города Чебоксары» и Елена Игоревна Николаева, первый заместитель директора МАУК «Централизованная библиотечная система» города Пскова - подвели итоги встречи и обозначили дальнейшие перспективы профессионального взаимодействия. Было отмечено, что проведенное методическое мероприятие подтвердило высокую практическую значимость обмена опытом для развития деятельности библиотек трех городов (Чебоксары, Псков, Минск) в сфере формирования гражданско-патриотического сознания молодежи, внедрения новых форматов работы с детьми и молодежью, сохранения и передачи новым поколениям традиционных духовно-нравственных ценностей.

 

Татьяна Миронова,

главный методист инновационно-методического отдела

Центральной городской библиотеки имени В. Маяковского

МАУК «Объединение библиотек города Чебоксары»

 

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий! Войти?
Напишите комментарий первым!